Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О формировании двигательной активности у детей раннего возраста

Опубликовано 19.09.2017

Вот и закончился нелёгкий первый год жизни вашего малыша. Казалось бы, уже должно быть легче. Но возникают всё новые вопросы дальнейшего развития. Ребёнок после года начинает много и активно двигаться. Как правило, малыш уже научился ходить и удержать маленького непоседу на месте практически невозможно.

Сейчас ему нужно помочь приобретать новые навыки движения. А для этого следует уделять несколько минут в день для гимнастики, которая укрепит ещё слабые мышцы ребёнка. Потому что те части тела, работа которых связана с прямохождением, испытывают непривычно большую нагрузку.

Для профилактики деформации костного скелета, адаптации костно-мышечного аппарата к новым нагрузкам, тренировки и укрепления мышц проводят детский укрепляющий массаж и гимнастику. Однако, как бы ни были родители уверены в необходимости детского массажа, малышу привести убедительные доводы крайне сложно. Ведь вокруг столько интересного! Да и нужно переделать кучу дел: посмотреть, что нового появилось в кухонном шкафу, не забыть позвонить бабушке, проверить исправность телевизора. Да и не перечесть всего! Как же можно спокойно усидеть, а тем более лежать на месте. Родителям только и остаётся, что заинтересовать малыша игрой. И незаметно для него позаниматься укрепляющими и развивающими упражнениями.

Самое подходящее время для проведения гимнастики - прогулка, а первое необходимое упражнение – ходьба. Если малыш ещё не может ходить самостоятельно, предложите везти ему собственную коляску, толкая её перед собой. Можно предлагать ребёнку двигаться к какой-либо цели: "Пойдём к тому дереву", "Дойдём до мамы" − или использовать игрушку на длинной палке, которую малыш катит перед собой. Дети, подвижность которых не ограничивают сидением в коляске и постоянным одёргиванием, быстрее обучаются ходить и бегать, лучше развиваются.

Когда малыш ходит уже достаточно хорошо, у него появляется потребность овладеть другими способами передвижения. Часто ребёнок 1,5-3 лет охотнее бегает, чем ходит, и даже частые падения не отвлекают его от этого увлекательного занятия. В тот момент, когда ребёнок научился бегать, можно начинать обучать его прыжкам.

Существуют 2 вида прыжков: первый – чтобы победить страх (например, спрыгнуть с какой-то высоты к вам на руки), второй – при котором ребёнок просто обучается прыгать. Чтобы обучить малыша прыжкам, спрыгните со ступеньки сами, а затем, поставив ребёнка на ту же ступеньку, встаньте к нему лицом, возьмите за руки, предложите чуть присесть и прыгнуть вам навстречу. Когда малыш станет прыгать, совсем уверено, держите его за одну руку, а потом позвольте прыгать самостоятельно. Позже дети учатся прыгать на месте на двух и одной ноге.

Хорошо научившемуся ходить и бегать малышу интересно и очень полезно осваивать другие виды ходьбы: движение приставным шагом, ходьба на носках и пятках, ходьба на наружной поверхности стопы. Все эти упражнения являются хорошей профилактикой плоскостопия. Дети с удовольствием имитируют различных животных, и это тоже хорошо использовать для тренировки различных движений, равновесия и координации речевых и моторных навыков (умение одновременно двигаться и говорить). Вот пример некоторых подобных упражнений:

-    Зайчик – ребёнок прыгает на двух ногах, прижав ладошки-ушки к голове.
-    Лошадка – ребёнок бежит вприпрыжку.
-    Медведь – ходьба на наружной поверхности стопы.
-    Лягушка – ребёнок сидит на корточках, упираясь руками в пол, затем говорит «ква!» и прыгает вперёд, выпрямляясь и поднимая вверх руки, затем снова садится на корточки.
-    Цапля – ходит по болоту, высоко поднимая ноги.

Следующее полезное занятие на прогулке – лазание. Научите малыша перелезать через поваленное дерево, небольшую скамейку, забираться сначала на наклонную, а позже на вертикальную лесенку. При этом старайтесь не держать, а просто подстраховывать его.

Обучая ребёнка перелезанию, сначала сами покажите ребёнку, как это делается. (Для этого вам надо именно перелезть, а не перешагнуть препятствие). А затем предложите сделать это ребёнку, по возможности только подсказывая, а, не помогая ему. Как только ребёнок научился перелезать через препятствие, повторяйте это упражнение как можно чаще во время прогулки.

Ну и, конечно, чем старше ребёнок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на различных снарядах (турники, лесенки). Игры с мячом, занятия различными видами спорта. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. Научите ребёнка бросать мячик из-за головы, от груди, правой и левой рукой, ловить его. Сначала просто передавайте мяч, постепенно увеличивая расстояние между вами и ребёнком.

Вообще ребёнка старше 2,5 лет можно обучить почти любому виду спорта. Но занятия имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам и ребёнку. Кстати, дети, от которых требуют должного результата (не важно: попасть ногой по мячу или устоять на лыжах), занимаются, как правило, менее успешно, чем те, которых хвалят даже за крохотную удачу.

Помните: ребёнку трудно управлять своим телом. Ваша главная задача – помочь ему научиться этому. То, что для вас мелочь, для малыша – целое событие. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребёнок доверял вам.

Конечно, прогулка не единственное место для спортивных занятий. Хорошо бы, чтобы и дома малыш имел возможность поупражняться.